Нормативные документы и проекты 2014

Уважаемые педагоги дополнительного образования!

Наступивший год принес много нового для дополнительного образования. 1 января 2014 года Закон "Об образовании в Российской Федерации" См. Минобрнауки РФ/документы 
(нажмите на ссылку чтобы перейти в документ) стал действующим и для нас. В отличие от Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 http://www.consultant.ru/popular/edu/ (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ) дополнительное образование получило более четкое оформление. 

Познакомьтесь со   статья 26 прежнего Закона и статья 2 пункт 14 действующего Закона (см. ссылки выше). Не трудно заметить, что ранее не было вообще указано, что же есть "дополнительное образование".  Сегодня оно определено как "вид образования", наряду с "общим образованием" и "профессиональное образование". Прочитайте приведенную ниже информацию, сформулируйте особенности дополнительного образования как вида образования.
"Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
14) дополнительное образование - вид образования, который  направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования".

Новый Закон внес изменения и в понимание термина "образовательная программа". Познакомьтесь со статья 2 пункт 9. Обратите внимание, что теперь программа не позиционируется как "документ", а понимается как "комплекс основных характеристик образования". Здесь же уточняется, что именно включает в себя образовательная программа (см. первую ссылку).

Статья 12 пункт 4 раскрывает информацию о том, какие программы относятся к дополнительным:
"4. К дополнительным образовательным программам относятся: 
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки".
В начале декабря был 2013 года утвержден «Порядок организации образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ).
Новый порядок установлен во исполнение нового ФЗ "Об образовании в РФ". Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 2012 г. признано утратившим силу.
Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительныеобщеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы).
Согласно документу программы могут реализовываться по шести направленностям:
  • технической, 
  • естественнонаучной,
  • физкультурно-спортивной, 
  • художественной, 
  • туристско-краеведческой, 
  • социально-педагогической.
Давайте, поработаем с документами.  Зайдите на страницу "Лекции-презентации",  на слайде 9 презентации "Виды программ в ОДО" представлены цели и задачи  изложенные в прежнем документе или же нажмите на ссылку для того чтобы перейти в сам документ Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Пользуясь или тем или другим материалом сравните целевые установки Типового положения...  (статья 5) и "Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (статья 3). Что изменилось?

В той же презентации на слайдах 13-14 представлена специфика предпрофессиональных  программ. Дополнительно с  ФГТ в области спорта и ФГТ в области искусства можно познакомится пройдя по ссылкам. 

Материал лекции и документов поможет ответить на вопросы. Возможен ли переход организации (согласно требованиям нового закона "учреждения" переименованы в "организации") дополнительного образования на работу по предпрофессиональным программам. Если нет, то почему? Если, да, то какие это будут организации? 

В январе 2014 года принят ФГОС дошкольного образования (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ).  Обратите внимание на слайд 7 в презентации "Виды программ в ОДО". Сегодня нельзя точно сказать будут ли реализовываться программы дошкольного образования в организации дополнительного образования, но, педагоги, работающие с  дошкольниками в качестве ориентира для модернизации программно-методического материала  должны принять Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, изложенные в стандарте. 

Следует признать, что в сложившейся ситуации большинство организаций дополнительного образования будут работать по общеразвивающим программам. В вышеупомянутой презентации на слайдах 15-16 представлена специфика программ этого вида. 

Насколько, по Вашему мнению, оправдан подход Б. В. Куприянова к такому определению результатов дополнительных общеразвивающих программ? Не означает ли это, что педагоги дополнительного образования результаты освоения программы должны рассматривать в логике ФГОС НОО и ФГОС ООО (нажмите на ссылку чтобы перейти в тот или иной документ). Для удобства работы в приведенных документах красным выделены требования к личностным результатам, а синим - требования к метапредметным.
Согласны ли Вы с ним или нет? Поясните свою точку зрения.

Какие еще изменения? по Вашему мнению, произойдут в практике работы педагога дополнительного образования с введением нового документа?

  В 2013 году широко обсуждалась Межведомственная программа развития дополнительного образования в российской Федерации до 2020 года (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ) Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования в РФ до 2020 года (Программа так и не была принята - комментарий декабрь 2015)

Несмотря на то, что Программа, по ряду причин,  не была принята, в стране прошло ее широкое обсуждение. И возможно она ляжет в основу разрабатываемой Концепции развития ДО.  Проект Концепции разрабатывается авторским коллективом во главе с директором ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Асмоловым А.Г. Концепция будет включать базовые принципы совершенствования системы дополнительного образования детей, обеспечение доступности услуг дополнительного образования для всех групп детей, в том числе требующих особого внимания государства и общества.
Проект Межведомственной программы... интересен для нашей работы несколькими моментами. Зайдите в текст документа и в разделе  "Основные направления реализации программы (стр. 7) найдите пункт 1.2, где говорится о новой типологии программ дополнительного образования. Как Вы считаете, действительно ли предложенная типология позволит дифференцировать уровни усвоения?
На стр. 11 в разделе "Ожидаемые результаты реализации программы" сказано о необходимости " увеличения количества новых программ в сфере ДОД (не менее 30% от всей совокупности программ)..."
По Вашему мнению, какие программы можно будет отнести к "новым"? В чем же будет состоять их новизна?

Еще один важный документ для всех без исключения педагогов - это "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" , которая составляет часть документации ФГОС нового поколения. Нормативный статус данного документа – методологическая основа разработки программ воспитания и социализации в составе образовательных программ ОУ. 
И в заключение. Принятие новых документов создает пространство для творчества педагога дополнительного образования - творчества в модернизации программно-методических материалов. Однако, обращаем внимание, что по-прежнему одним из основных документов при создании или модернизации остаются Примерные требования к программам дополнительного образования (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ). Надеемся, что образовательный блог действительно поможет профессионалу в этом нелегком деле.
Удачи и успехов!










1 комментарий: