Самоэкспертиза программы дополнительного образования

Уважаемые педагоги дополнительного образования!

На этой страничке мы поговорим об экспертизе Вашей программы. 

Слово "экспертиза" - означает рассмотрение, исследование чего-либо специалистами для правильной оценки, заключения (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова).

Для чего нужна экспертиза программы? В виду отсутствия единого стандарта организации дополнительного образования самостоятельно  организуют процедуры обсуждения и утверждения  программ. Чаще всего дополнительные образовательные программа принимаются педагогическим (научно-методическим) советом и утверждаются директором образовательного учреждения (что фиксируется на титульном листе).

К, сожалению, в некоторых учреждениях утверждение программ происходит формально, без экспертной оценки. А, между тем, качество программно-методических материалов в дополнительном образовании  - одна из самых сложных его проблем. Программа - документ, направляющий деятельность педагога и детей, а также  средство контроля над работой и педагога и всей организации дополнительного образования.

Поэтому педагогам дополнительного образования так важно понимать необходимость проведения экспертизы  программы.

Так как блог создан для педагогов, работающих в направлении модернизации своей программы, то  важна не столько внешняя экспертиза, сколько самоэкспертиза, направленная, в том числе, на выявление путей обновления программы. 

Вашему вниманию представлен "План самоэкспертизы программы дополнительного образования"  (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ). 

Обратите внимание, что предложенными критериями и показателями  не исчерпывается оценка дополнительных образовательных программ, и конечно же,  их нельзя признать единственными и окончательными, Это лишь попытка и не исключено наличие более совершенных процедур самоэкспертизы.  Поэтому педагоги могут рассматривать этот документ как методическую помощь в своей профессиональной деятельности.

Для выполнения задания № 2 Вам предложена программа "Мой город Новокузнецк" (нажмите на ссылку чтобы перейти в документ).


8 комментариев:

  1. Соглашусь с тем, что самоэкспертиза программы очень важна для педагога. Он сможет реально, самостоятельно провести ее анализ. Думаю, что такая работа позволит по другому оценить свой профессиональный уровень. Это станет стимулом для модернизации программы и совершенствования образовательного маршрута. Интересно было бы внедрить такой план в работу нашего центра.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Георгиевна! Это хорошая идея, но хочу предупредить, опыт показывает, что большинство педагогов формально подходят к процедуре самоэкспертизы. Ну, не любят они искать недочеты в своей программе. Если организовать взаимоэкспертизу, то можно попасть в ситуацию, когда педагог, работающий по программе туристско-краеведческой направленности, скажет, что он не может экспертировать программу художественно-эстетической направленности, так как ничего в ней не понимает. В начале педагогу бывает трудно понять, что экспертиза касается логичности и соответствия всех структурных элементов друг другу, а это общее для всех программ. Лучше всего предложить группе педагогов (на методобъединении) для обсуждения одну, чужую программу. Вот как на нашем семинаре. Коллеги с жаром начинают обсуждать, спорить и понимать, что экспертиза может быть субъективной, поэтому необходимо выслушать мнение нескольких человек. Поэтому программы дополнительного образования и утверждаются после обсуждения на педагогическом совете, но, к сожалению, эта процедура проходит формально

    ОтветитьУдалить
  3. Данные критерии и показатели оценки самоэкспертизы позволяют найти недочёты и наметить план модернизации программы. Особенно мне понравились «Формальные критерии. 2 Соответствие структуры программы…» и «Методическое обеспечение программы. Но я считаю, что не все критерии подходят к экспертизе. Например: критерий «Содержание программы» при экспертизе другой направленности мы можем субъективно оценить.

    ОтветитьУдалить
  4. Елена Ильинична! Да, действительно, такое возможно. Однако, это говорит о том, что данные критерии и показатели для каждого структурного подразделения или, может быть, учреждения, нужно обязательно дорабатывать. Обсуждать и убирать вот такие узкие моменты. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. У меня есть небольшой опыт в составлении образовательной программы, прочитав представленные критерии и показатели оценки образовательной программы - я увидела ошибки, которые уже не допущу. Так же хочу отметить что данные критерии и показатели мне как молодому специалисту помогут выстроить свою образовательную программу более правильно.

    ОтветитьУдалить
  6. Для меня, как начинающего педагога, эти критерии являются рекомендациями для написания правильной собственной программы. Это очень важно, т.к. отсутствие практического опыта может привести к ошибкам.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезный материал для составления образовательной программы, особенно для начинающих педагогов. Можно почерпнуть для себя много важной информации.

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга Сергеевна и Екатерина Александровна! Неожиданный для меня момент. Даже в голову не приходило рассматривать "Лист самоэкспертизы" как обучающий инструмент. Вот видите, как помогает коллективное обсуждение в определении перспектив. Спасибо!

    ОтветитьУдалить